TubeWorld.ru TubeWorld.ru

 
 FAQFAQ             
            

Военная судьба бытового радиоприемника
1, 2  .
 
           TubeWorld.ru -> Ламповый мир
::  
uv3gm



: 16.10.2007
: 85
: Москва

: 08, 2009 20:42     : Военная судьба бытового радиоприемника

Хочу на достаточно серьезном уровне вновь поднять тему об использовании в 1942 году деталей бытового радиоприемника 6Н-1 для изготовления военных радиостанций.

Эту тему я поднимал на форумах не однажды. Обсуждение всякий раз было довольно вялым (ну, что тут поделать, неинтересны такие темы нынешним радиолюбителям!), и тем не менее каждое обсуждение давало мне какую-то новую информацию.

Мой материал содержит более 15 тысяч знаков, поэтому я сразу же разбил его на две части, чтобы не иметь проблем с ограничениями по объему текста, которые введены на некоторых форумах.

В тексте размещено 22 иллюстрации. Кроме того, я снабдил текст ссылками, в основном на материалы нашего Радиомузея РКК.

Данный материал будет размещен на пяти или шести различных форумах, поскольку практика показала, что аудитории участников этих форумов не слишком совпадают. Если где-то завяжется дискуссия, то наиболее интересные моменты я намерен повторять везде, где будет размещен приведенный ниже текст.


ВОЕННАЯ СУДЬБА БЫТОВОГО РАДИОПРИЕМНИКА
Часть 1

Напомню, что 6-ламповые приемники 6Н-1 выпускались в 1938-1941 гг. на воронежском радиозаводе "Электросигнал" по лицензии американской компании RCA Victor. Прототипом советского приемника 6Н-1 считается американский приемник 6Т2 образца 1936 года.

Говорю "считается", потому что ниже покажу, что наш 6Н-1 является не "чистопородным" американцем, а гибридом двух американских моделей --- 6Т2 и 9Т.

К настоящему времени я созрел для того, чтобы публично усомниться в корректности расхожего убеждения, что пехотные КВ радиостанции 13-Р будто бы собирались из деталей радиовещательных приемников 6Н-1. Хотя в "Справочнике по войсковым и танковым радиостанциям" издания 1943 года про 13-Р прямо так и сказано: "...радиостанция в основном собирается из деталей радиовещательных приемников 6Н-1".

Корректной формулировкой, на мой взгляд, должна быть такая: "Радиостанция в основном собирается из таких же деталей, которые использовались и при производстве радиовещательных приемников 6Н-1".

Чтобы обосновать свои утверждения, я провел детальный анализ спецификаций приемника 6Н-1, радиостанции 13-Р и универсального КВ приемника КС-2, про который в заводской рекламной листовке 1942 года сказано: "Разработан на базе широковещательного (гражданского) приемника 6Н-1".

Для этого я не поленился забить в свой компьютер полные спецификации деталей и для 6Н-1, и для 13-Р, и для КС-2, и еще для четырех радиоаппаратов советского производства, где явно просматривалось использование узлов и деталей от 6Н-1. В результате появилась возможность сортировать данные и наглядно сравнивать их.

Вот, например, как выглядит одна из таблиц, где сравнивается состав слюдяных конденсаторов в 6Н-1, 13-Р, КС-2 и в малоизвестной радиостанции Уз-8 образца все того же 1942 года:



В этом материале я хотел бы сформулировать свои выводы и задать участникам форума кое-какие вопросы (буду выделять вопросы жирным красным шрифтом).

Чтобы сохранить цельность изложения, постараюсь использовать минимум иллюстраций. Ну, а если по каким-то направлениям начнется реальное обсуждение, то тогда могут пригодиться и другие иллюстрации по теме, которых у меня заготовлено более трех десятков.


Про какие детали "от 6Н-1" могла идти речь?

Фразы вроде "Радиостанция 13-Р собиралась из деталей от радиоприемника 6Н-1" мы произносим как заклинание, не особенно вдумываясь в их содержание.

Лично я до последнего времени искренне считал, что "детали от 6Н-1" добывались путем разборки (распайки) тех приемников, которые советские люди обязаны были в 5-дневный срок сдать в ближайшие отделения связи во исполнение Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июня 1941 г. № 1750.

Тем более, что Нарком электропромышленности СССР, которому тогда подчинялись и радиозаводы, в декабре 1941 г. издал приказ, обязывавший Главрадиопром "организовать производство войсковых радиостанций по типу РБ из деталей приемника 6Н-1...".

Но какие же "детали от 6Н-1" реально могла использовать наша промышленность для производства военных радиостанций, требовавших повышенной надежности?

Не думаю, что из приемников 6Н-1 выпаивались конденсаторы и сопротивления для повторной установки в военную аппаратуру. Риск повредить детали при разборке бытовых приемников был слишком велик, да и гибкие выводы добытых таким путем деталей могли оказаться слишком короткими для повторного монтажа.

В то же время известно, что еще перед войной в СССР были введены в строй закупленные в США линии по производству слюдяных и бумажных конденсаторов, а также сопротивлений типа ТО (тонкопленочные опрессованые).

Может ли кто-то уточнить эти сведения --- где и когда в СССР были введены в строй мощности по производству радиодеталей по американским образцам?

Уверен, что и конденсаторы, и сопротивления для военных радиостанций брались либо из накопленных до войны запасов, либо дополнительно выпускались специально для военного производства. Эти радиодетали были в основном точно тех же типов и номиналов, какие использовались и в приемниках 6Н-1, и в других бытовых радиоприемниках. Так что, не сильно погрешив против истины, все эти конденсаторы и сопротивления можно было назвать "деталями от приемника 6Н-1".

Про поставки конденсаторов и сопротивлений по Ленд-Лизу в этой теме можно не говорить, хотя американские данные впечатляют --- всего в СССР за годы войны было поставлено около 70 тысяч конденсаторов и 45 тысяч сопротивлений. Однако поставки по Ленд-Лизу начались только весной 1942 года, а военная аппаратура, о которой идет речь, проектировалась еще в 1941-м, и расчет наверняка делался на те детали, которые уже были под рукой.

Однако и конденсаторы, и сопротивления находятся под шасси, и определить по фотографии или рисунку, являются ли они "деталями от 6Н-1", практически невозможно. Так что когда говорят про "детали от 6Н-1", то обычно подразумевают то, что видно невооруженным глазом.

Внутри аппаратуры это прежде всего алюминиевые экраны фильтров ПЧ (фильтров промежуточной частоты 460 кГц) прямоугольного сечения с алюминиевой же "шляпкой" сверху, а также 2-секционные блоки конденсаторов переменной емкости (КПЕ) номиналом 11-490 пф.

Ну, а снаружи это специфической формы ручки управления и маска шкалы с двухскоростным верньером (замедление 1:10 и 1:50). Красивый корпус приемника не рассматриваем, потому что в военной аппаратуре деревянные корпуса от 6Н-1 не использовались


Ручки от 6Н-1

Напомню, что ручки и маска шкалы у бытового приемника 6Н-1 выглядели так:



Ручки такой формы компания RCA Victor применяла в своих бытовых приемниках, начиная с 1935 года. Вот, например, как выглядела "мордочка" консоли С8-15 образца 1935 года:



Ручки управления "как на 6Н-1" наша промышленность явно сумела освоить в производстве. Они были не слишком сложной формы, да и времени до начала выпуска 6Н-1 (1938 год) было достаточно, потому что уже в 1937-м в Воронеже по лицензии RCA Victor начали делать 9-ламповый приемник 9Н-4, имевший точно такие же ручки:



Уверенности в том, что ручки "как на 6Н-1" выпускались в СССР, добавляет и то, что такие же ручки ставились не только на бытовые радиоприемники, но и на сервисную измерительную аппаратуру, которая по всей вероятности выпускалась на том же заводе "Электросигнал".

Взгляните хотя бы на рисунок сервисного генератора звуковой частоты ГС-3 из книги "Радиовещательные приемники (ремонт и налаживание)", изданной в мае 1941 года:



А вот комбинированный сервисный прибор МУСС-1 из той же книги:



Видите, сколько ручек "от 6Н-1" там используется?! А ведь там есть еще и верньеры, аналогичные верньеру 6Н-1. Вот как об этом сказано на стр. 94 в статье про ГС-3:

"...Для установки частоты на передней панели имеется большой диск с делениями. Этот диск вращается ручкой двойного верньера, как и у приемника 6Н-1".

М-да, похоже, что наша промышленность быстренько скопировала и освоила в производстве не только ручки управления, но и верньеры "как у 6Н-1". Ведь если бы такие ручки и верньеры поставлялись из США, то их наверняка закупали бы "под расчет", согласно комплектации выпускаемых в СССР радиоприемников. Так что лишних ручек и верньеров для сервисных приборов наверняка бы не оставалось.

А ведь такие же ручки и верньер "от 6Н-1" обнаруживаются и на КВ радиостанции Уз-8, которая выпускалась в 1942 году в Узбекистане. Причем ручек "а-ля 6Н-1" на Уз-8 не три, а целых шесть штук:



Уж там-то, в Узбекистане, откуда было всё это взять, если бы не было налажено советское производство?! Вряд ли можно всерьез обсуждать вариант, что товарищи из Узбекистана наснимали достаточно ручек и верньеров со сданных местным населением приемников 6Н-1...

Нужно сказать, что никакой информацией об использовании КВ радиостанции Уз-8 в частях Красной Армии я не располагаю. Есть только копия вот такого документа:



В этом описании были вырваны четыре центральные страницы, содержавшие принципиальную схему. Слава богу, основные рисунки и спецификация остались нетронутыми, так что можно было сравнить состав деталей Уз-8 со спецификацией тех же 6Н-1 и 13-Р...

Не найдется ли у кого-то дополнительной информации как о самой радиостанции Уз-8, так и о ее возможных применениях, включая и использование на фронтах ВОВ?

На то, что Уз-8 разрабатывалась не просто для геологов, ищущих медь и уголь в глубоком тылу, указывает текст из раздела II "Инструкция по применению радиостанции":

"При работе радиостанции следует учитывать необходимость маскировки рации от воздушного и наземного наблюдения...
...Из такелажной укладки вынимаются рогулька с антенной, мачты и оттяжки с приколышами. Один боец берется за рогульку и дает другому конец провода. Бойцы расходятся в противоположные стороны
..."

* * * * *

Итак, повторю еще раз свои выводы. Считаю, что не позже 1937 года, сразу же после заключения лицензионного соглашения с американской компанией RCA Victor и получения образцов американских вещательных приемников, в СССР начались работы по копированию и собственному производству деталей и узлов лицензионных приемников 6Н-1 и 9Н-4.

Такой поворот событий наверняка не был предусмотрен лицензионным соглашением, но кого и когда в СССР заботила патентная чистота и соблюдение авторских прав?!

Точно так же плевали мы на американцев, и когда разрабатывали на основе деталей от сетевого приемника 6Н-1 батарейные варианты аппаратуры на наших так называемых "малгабах" --- радиолампах с батарейным питанием (СБ-242, СБ-244, СО-241).

В результате еще в 1939-1940 гг. появились настольный вещательный радиоприемник 4НБС-6 и радиопередвижка 6ПБ-11, которую поставляли в Красную Армию. Опыт конструирования батарейной аппаратуры с использованием деталей от 6Н-1 наверняка пригодился, когда в 1942 году пришлось применить эти детали для выпуска пехотных радиостанций 13-Р и Уз-8...
_________________
73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей РКК www.rkk-museum.ru
uv3gm



: 16.10.2007
: 85
: Москва

: 08, 2009 20:43     : Военная судьба бытового радиоприемника

ВОЕННАЯ СУДЬБА БЫТОВОГО РАДИОПРИЕМНИКА
Часть 2

КПЕ от приемника 6Н-1

С блоками КПЕ, применявшимися в приемниках 6Н-1 (двухсекционными, емкостью 11-490 пф), ясности куда меньше. Непонятно, осваивала ли советская промышленность производство таких КПЕ, либо пользовалась блоками, закупленными в США. Похоже, однако, что в СССР было налажено производство нескольких типов КПЕ --- как одиночных, так и многосекционных.

Блоки КПЕ от 6Н-1 определенно применялись в радиовещательных приемниках 4НБС-6 и 6ПБ-11. Но из военной аппаратуры образца 1942 года только в приемнике КС-2 использовался блок КПЕ от 6Н-1 (11-490 пф), а в радиостанциях 13-Р и Уз-8, судя по спецификациям, блоки КПЕ были других типов, с другими значениями минимальной и максимальной емкостей:





Буду благодарен за дополнительные сведения о довоенном производстве блоков КПЕ как для 6Н-1, так и для других вещательных приемников советского производства.

Блок КПЕ от лицензионного приемника 9Н-4 здесь не рассматривается потому, что в нем было не две, а три секции. О применении в военной аппаратуре образца 1942 года 3-секционных блоков КПЕ мне ничего не известно.


Фильтры ПЧ от 6Н-1

Экраны фильтров ПЧ, применявшиеся в приемнике 6Н-1, имеют настолько необычную форму, что именно они в первую очередь узнаются в советской аппаратуре конца 1930-х и начала 1940-х, где использовались какие-либо детали и узлы бытовых радиоприемников.

Вот как выглядели эти алюминиевые экраны прямоугольного сечения с алюминиевой же "шапочкой" наверху:



Технологически изготовление таких экранов было вполне под силу советской радиопромышленности. Здесь не требовалась глубокая вытяжка алюминия, которую в СССР освоили только ближе к концу войны, да и форма экрана была очень удобной для конструирования радиоаппаратуры.

В моделях компании RCA Victor такие экраны фильтров ПЧ появились в моделях 1936 года, начиная с модели 5Т:



Но прямоугольные экраны применялись далеко не во всех моделях, и в том самом приемнике 6Т2, который, как у нас принято считать, послужил прототипом для 6Н-1, экраны фильтров ПЧ были как раз не прямоугольного, а цилиндрического сечения:



Это подтверждается и монтажной схемой 6Т2:



Откуда же тогда экраны прямоугольного сечения в нашем 6Н-1?? А вот откуда --- из приемника 9Н-4, который был предметом лицензионного соглашения с RCA Victor наряду с 6Н-1, но выпускаться в Воронеже начал на год раньше.

Вот как выглядел изнутри советский 9Н-4:



Не будем сейчас вдаваться в дискуссию о том, была ли прототипом 9Н-4 модель RCA 9T образца 1935 года, либо это был гибрид из моделей 1936 года --- настольного приемника 9Т и консоли 9К. Лично мне для ответа на этот вопрос не хватает фотографии внутренностей 9Т образца именно 1935-го, а не 1936 года.

Как бы там ни было, но в советском приемнике 9Н-4 изначально применялись экраны фильтров ПЧ той самой, до боли знакомой прямоугольной формы. И именно они пошли в дело при производстве 6Н-1.

Вот поэтому-то я и утверждаю, что наш 6Н-1 это не "чистопородная" копия американского 6Т2, а гибрид с примесью американских 9Т и(или) 9К.


Судьба прямоугольных экранов

Экраны фильтров ПЧ прямоугольного сечения с "шапочкой" сверху отмечаются в бытовых моделях RCA Victor вплоть до 1939 года, а потом мода на них как-то прошла. Вот фото внутренностей консоли RCA K80, где виден как экран "из 6Н-1", так и более современный для тех лет экран прямоугольного сечения:



Однако интересующие нас экраны с "шапочкой" через год вновь появляются в приемниках RCA, которые выпускались для радиолюбителей-коротковолновиков. Это и AR-77 образца 1940 года, где использовались всего два прямоугольных экрана:



Это и знаменитый 14-ламповый супергетеродин AR-88, разработанный для коротковолновиков в 1941-м, но целиком поставлявшийся для нужд армии США, поскольку в декабре 1941 года Соединенные Штаты вступили во Вторую Мировую войну и любительская радиосвязь была запрещена.

Приемники AR-88 всех модификаций (AR-88D, AR-88-F из комплекта DR-89, а также AR-88LF) поставлялись в СССР по Ленд-Лизу, так что в послевоенные годы такие приемники легче было найти не в США, а в Советском Союзе.

В AR-88 применялось сразу восемь алюминиевых экранов "а-ля 6Н-1":



По всей видимости, благодаря моделям AR-88 военных лет, а также модификациям CR-88 (CRV-46246), CR-91 и SC-88 (R-320/FRC) интересующие нас алюминиевые экраны выпускались американской промышленностью до начала 1950-х.

А последними, кто выпускал такие экраны, вероятно были китайцы, скопировавшие AR-88 в 1955 году:




РБ-М с экранами от 6Н-1

Ну, да бог с ними, с американским AR-88 и его китайскими копиями. Думаю, для нас с вами куда более интересным будет тот факт, что алюминиевые экраны "от 6Н-1" применялись в советских радиостанциях РБ-М (!!).

Речь, однако, не о тех "эр-бэ-эмках", которые выпускались вплоть до конца 1950-х для армии, а затем еще несколько лет для народного хозяйства под маркой РПМС. В них ничего похожего на фильтры ПЧ "от 6Н-1" вы не найдете.

Однако в 1942 году, одновременно с радиостанцией 13-Р и приемником КС-2, была запущена в производство модель радиостанции РБ-М образца 1942 года, которую выпускали совсем недолго и вскоре заменили на РБ-М образца 1943 года (вот эту-то модель все и знают).

Увидеть РБ-М образца 1942 года можно в Радиомузее РКК, за что отдельное спасибо Валерию Манюку из Минска, передавшему эту радиостанцию в наш музей. Вот ее фото изнутри. Красные стрелки указывают на алюминиевые экраны фильтров ПЧ "как в 6Н-1":



Я не поленился забить в свой компьютер спецификацию деталей и для РБ-М образца 1942 года, хотя она была гораздо длиннее, чем спецификации 13-Р или Уз-8. Сравнивать РБ-М с той же 13-Р не имеет смысла --- это куда более серьезная машина, и 13-Р на ее фоне смотрится как экспонат с выставки радиолюбителей-конструкторов.

А вот с радиостанцией РБ (3-Р) образца 1938 года сравнивать РБ-М образца 1942 года вполне корректно. Это радиостанции одного класса.

Правда, кроме алюминиевых экранов прямоугольного сечения, никаких совпадений с деталями "от 6Н-1" в РБ-М не просматривается. Например, все конденсаторы переменной емкости там одиночные --- два емкостью 13-260 пф и еще один емкостью 13-400 пф. Таких в приемнике 6Н-1 никогда не было.

Однако конденсаторы и сопротивления в РБ-М образца 1942 года были тех же типов, а в большинстве своем и тех же номиналов, что и в бытовом приемнике 6Н-1. Правда, по количеству их было куда больше, так что для изготовления одной РБ-М и трех приемников 6Н-1 не хватило бы...

И вот какая мысль в связи со всем этим пришла мне в голову. А ведь похоже, что приказ Наркома электропромышленности СССР от 15 декабря 1941 г. № 348сс (пункт 2а) был успешно выполнен:



Причем разработана была именно "радиостанция по типу РБ" --- модернизированная РБ, т.е. РБ-М образца 1942 года.

Повторю, что эта РБ-М была радиостанцией куда более высокого класса, чем 13-Р, которая у нас до сих пор служила единственным образцом "...радиостанции... собиравшейся из деталей радиовещательных приемников 6Н-1".

Вспомним, однако, мою поправку к только что приведенной крылатой фразе, и выразимся более корректно --- "...радиостанции... собиравшиеся из таких же деталей, которые использовались и при производстве радиовещательных приемников 6Н-1".

Тогда радиостанцию РБ-М образца 1942 года с полным основанием можно отнести к числу "...радиостанций... собиравшихся из деталей радиовещательных приемников 6Н-1", наряду с 13-Р, КС-2 и Уз-8.

А может, кто-то сумеет привести еще какие-то примеры аппаратуры военных лет, где использовались такие же фильтры ПЧ или другие детали, что и в бытовых приемниках 6Н-1??


Сколько разных названий было у приемника 6Н-1?

Вместо эпилога приведу короткую сводку названий бытового радиовещательного приемника, больше всего известного под названием "6Н-1".

На самом деле, за свою недолгую жизнь (1938-1941), прерванную Великой Отечественной войной, этот приемник успел сменить пять (!!) названий. Вот они в хронологическом порядке:

Т-6 --- 6НГ-1 --- Н-567 --- СН-567 --- 6Н-1.

Самое последнее название, т.е. "6Н-1", полностью соответствует Общесоюзному стандарту (ОСТ) № 371А на обозначения бытовой радиоаппаратуры, который, судя по всему, был введен в действие в 1939 году.

И хотя официального текста ОСТ № 371А отыскать [пока] не удалось, но в книге "Радиовещательные приемники (ремонт и налаживание)", изданной в мае 1941 года, нашлось хорошее изложение этого ОСТ:



Надеюсь, текст можно разобрать. Из него понятно, например, почему название "6НГ-1" было не самым современным названием приемника 6Н-1.

А у меня есть доказательства, что название "6НГ-1" появилось на свет даже раньше, чем "Н-567", и тем более "СН-567". Но эта информация выходит за рамки темы "Военная судьба бытового радиоприемника"...
_________________
73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей РКК www.rkk-museum.ru
Константин
Модератор


: 07.07.2007
: 44
: 665
: Москва

: 08, 2009 22:33     :

Отличный материал!

У Вас научный подход сочетается с тщательным изучением первоисточников. РКК не планирует издать иллюстрированный путеводитель по военной радиотехнике Второй Мировой войны?
_________________
"Магия ламп" - тематический портал и справочник по радиолампам
N



: 10.07.2007
: 60
: 290
: Санкт-Петербург, Автово

: 08, 2009 23:30     :

БольшенстваПоэтому
_________________
Хрисанов Александр Николаевич. Санкт-Петербург, Автово, ул Краснопутиловская. Тел. +7 921 356 20 50.
desoto53@mail.ru
Стихийный собиратель старой техники.


: N ( 15, 2009 1:42), 1
    e-mail
Константин
Модератор


: 07.07.2007
: 44
: 665
: Москва

: 09, 2009 10:10     :

Такая книга станет уникальной - на русском языке издаётся мало книг по истории, и , тем более, ламповой радиотехнике.
_________________
"Магия ламп" - тематический портал и справочник по радиолампам
uv3gm



: 16.10.2007
: 85
: Москва

: 09, 2009 11:19     :

Константин ():
... РКК не планирует издать иллюстрированный путеводитель по военной радиотехнике Второй Мировой войны?


Константин, о наших планах на этот счет я объявил уже год назад. Посмотрите по ссылке http://www.rkk-museum.ru/documents/press/images/Politex.pdf

Охватить всю радиотехнику Второй Мировой --- немыслимо. Даже если без иллюстраций. Вы вряд ли представляете, как много в этом плане делалось и у наших союзников (США, Англия), и в Германии.

На эту тему написаны тысячи страниц разных книг, и даже простой их перевод для россиян будет прозрением. Да взять хотя бы ту же историю радиолокации, которая в ходе войны бурно развивалась, но... не в СССР.

На этом фоне описание советских военных радиосредств "от царя Гороха" выглядит скромной задачей, но и на нее времени категорически не хватает. Хотя кое-какие практические идеи есть.

Для начала можно было бы просто переиздать "Справочник по войсковым и танковым радиостанциям" от 1943 года, отжав из него ненужную воду и добавив качественные фотографии аппаратуры --- как из нашей коллекции, так и из других музеев Москвы и Питера.

Вот если бы нашелся энтузиаст на такую работу, то я готов был бы его и материалами снабдить, и деньги ему платить...
_________________
73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей РКК www.rkk-museum.ru
Константин
Модератор


: 07.07.2007
: 44
: 665
: Москва

: 10, 2009 8:08     :

Энтузиасты всегда есть Smile

Нужно отсканировать книгу, конвертировать её в текст и отредактировать. Правильно?
_________________
"Магия ламп" - тематический портал и справочник по радиолампам
Витько



: 10.07.2007
: 142

: 11, 2009 18:58     :

Константин ():
Энтузиасты всегда есть Smile

Нужно отсканировать книгу, конвертировать её в текст и отредактировать. Правильно?


Энтузиаст должен быть, кроме энтузиаста, наверное, еще и специалистом в полиграфии - подготовить электронный макет.
А это не просто отсканировать и пр.
uv3gm



: 16.10.2007
: 85
: Москва

: 11, 2009 19:33     :

Константин ():
Энтузиасты всегда есть... Нужно отсканировать книгу, конвертировать её в текст и отредактировать. Правильно?


Не совсем правильно...

Если я когда-нибудь стану претворять в жизнь свои намерения по этой части, то "Справочник..." 1943 года для меня будет лишь одним из источников информации. Да и его не надо повторять буквально, потому что многое там писалось для практического использования в годы войны. Эту "воду" нужно отжать...

Про другие источники. У нас в библиотеке Радиомузея РКК есть, например, небольшой справочник по радиостанциям Красной Армии, изданный в октябре 1941 года, когда уже шла война. И его информация не во всем совпадает со "Справочником..." 1943 года.

Почему же не "сдвоить" эти книжки?! А еще у нас есть справочники и по радиостанциям ВВС, и инструкции к ленд-лизовским радиосредствам, и советские инструкции к трофейным немецким радиостанциям, которые также использовались в Красной Армии.

Так что если приступать к той работе, которую я имею в виду, то всё, о чем сказано выше, надо бы использовать при подготовке нового справочника...
_________________
73 - Валерий (RA3CC) .::. Посетите Радиомузей РКК www.rkk-museum.ru
Константин
Модератор


: 07.07.2007
: 44
: 665
: Москва

: 11, 2009 21:11     :

Любой путь начинается с первого шага (с)

Первый шаг в подобных проектах - сканирование книг и оперирование цифровыми копиями.

Второй шаг - стабильное финансирование и следование генеральной линии партии.

Третий шаг - настоиться на долговременную и конструктивную работу.

Только при этих условиях можно добиться хорошего результата.


Различные справочники на этом форуме, и не только на нём, обсуждались многократно:

www.tubeworld.ru/forum/viewtopic.php?t=114
www.tubeworld.ru/forum/viewtopic.php?t=14
www.tubeworld.ru/forum/viewtopic.php?p=5353#5353

Ни один проект пока не реализован, и именно по указанным выше обстоятельствам.

Это напомнило мне один анекдот:

Американец приезжает в Англию и любуется прекрасным старинным замком. Он интересуется у владельца:

- Простите, сэр. Как Вам удалось вырастить такой красивый газон?
- Сэр, это очень просто! Нужно перекопать землю, высадить траву и каждый день ухаживать за ним. И через 300 лет у Вас будет точно такой же газон!

Пока процесс не запущен - будет точно такая же ситуация как с газоном Smile

Кстати, макет книги делает верстальщик. Автор не может заменить собой редакцию издательства. Я уже писал, какие специалисты участвуют в подготовки книги - выпускающий редактор, технический редактор, литературный редактор, корректор, художник-оформитель, художественный редактор, верстальщик. Неплохо бы ещё одного-двух рецензентов. Но рукопись и иллюстрации готовит автор.
_________________
"Магия ламп" - тематический портал и справочник по радиолампам
Woody



: 24.07.2007
: 192

: 12, 2009 1:59     :

Очень понравилась последняя фраза. Very Happy К ней ещё нужно добавить: "Спонсор издания и автор - одно и то же только в том случае, когда автор издает книгу за свой счёт."
_________________
Интернациональный русскоязычный интернет-клуб "Общество Друзей Лампового Радио"
http://www.odlr.ru
Константин
Модератор


: 07.07.2007
: 44
: 665
: Москва

: 12, 2009 8:00     :

Есть различные схемы написания и издания книг, в том числе и такая. Чаще всего книга готовится как служебное произведение. Кроме того, имя на обложке может не иметь ничего общего с автором. Или Вы всерьёз полагаете, что "писательницы" макулатуры, штампующие по книжке в месяц, пишут всё сами?


Небольшая справка о функциях редакторов:

выпускающий редактор - общая редактура, проверка логики изложения и фактического материала
технический редактор - выбирает тип обложки, бумагу для книги, подбирает шрифты и оптимизирует рисунки
литературный редактор - приводит текст с соответствие с русским языком
корректор - исправляет грамматику
художник-оформитель - рисует обложку и художественные элементы книги
художественный редактор - разрабатывает графическую концепцию альбомов и книг с большим количеством иллюстраций
верстальщик - подготавливает макет книги для типографии
рецензенты - проверяют факты и концепцию изложения материала

Также для работы часто привлекают художников-графиков и фотографов для подготовки иллюстративного материала.
_________________
"Магия ламп" - тематический портал и справочник по радиолампам
Woody



: 24.07.2007
: 192

: 12, 2009 16:20     :

:
Также для работы часто привлекают художников-графиков и фотографов для подготовки иллюстративного материала.

А что? фотографа я, кстати, знаю одного... ой, нет! целых двух фотографов знаю! И оба приёмниками спекулируют. Одного пока с чистой совестью можно назвать энтузиастом, другого... ну, пожалуй, тоже можно, только он свой энтузиазм уже померял в нормо-часах на сайте НМР и обозначил ставку.

Константина однозначно надо привлекать - для составления списков. Какой пост на форуме ни посмотришь - непременно список. Талант!

Где ж взять остальных энтузиастов? Во-он сколько их в списке-то перечислено...
И что-то я, простите, подозреваю, что всё потенциальные авторы в области ретро-радио предпочитают априори воображать себя этими самыми "модными писательницами макулатуры" с раскрученным именем, на которых втихую будет пахать штат noname энтузиастов... "Мне самому некогда, вы же понимаете..." мне вот некогда - я и не берусь. Честно говоря, надоели эти бесконечные разговоры о супер-пупер изданиях вселенского масштаба... Выпустите хотя бы брошюрку в серой обложке на 30 страниц, потом - вторую и третью. а если дойдете до десятой - будет материала уже на один томик во втором издании. Только не надо забывать, что любое ваше издание будет чисто благотворительным и не окупит вложенных средств. Поэтому уж лучше так, чем заранее созывать и кормить штат "энтузиастов". Cool

Правильная Книга, кстати - исключительно живой продукт. Что ж вы её сразу стараетесь омертвить, ещё до написания? Обнаружится лажа в первом издании - выпустите второе, исправленное... и так - сколько угодно раз. Только надо отползать от монументальности - такой кирпич (понимаете, о чем я) никого увековечить не в состоянии, да и у читателей вызывает, как минимум настороженность, если не аллергию - от него же мертвечиной будет нести за версту... а сейчас в мире только тараканов больше, чем книг (или уже книг больше?).

Кстати, в Москве со 2 по 7 сентября будет проводиться очередная Международная книжная ярмарка. Очень советую посетить - будет много интересного. Если повезет, и меня повстречаете... Cool Я в ней как-то раз уже участвовал несколько лет назад - просто класс! Познакомился лично с интереснейшими людьми: Эльдаром Рязановым, Михаилом Горбачевым, Андреем Бильжо, покойным ныне генералом Трошевым и многими другими... Very Happy
_________________
Интернациональный русскоязычный интернет-клуб "Общество Друзей Лампового Радио"
http://www.odlr.ru
Константин
Модератор


: 07.07.2007
: 44
: 665
: Москва

: 12, 2009 17:17     :

Если Вам хочется издать подобную "нетленку", проще будет напечатать на лазерном принтере или обратиться в рекламную фирму, печать брошюр стандартная услуга.

Но при издании официально зарегистрированной книги всё совершенно по-другому. Рекомендую почитать книжку Кузнецова "Экономика и организация издательской деятельности". Структура затрат на тираж растёт нелинейно, экономически эффективнее один раз издать хорошую информативную книгу, чем несколько раз перепечатывать брошуры. Кроме этого, такую книгу приятно читать.
_________________
"Магия ламп" - тематический портал и справочник по радиолампам
Woody



: 24.07.2007
: 192

: 12, 2009 18:21     :

:
проще будет напечатать на лазерном принтере

Вот уж невидаль. Многие достойные коллекционеры ведь так и делают - при этом сотни, если не тысячи читателей говорят им искреннее спасибо! Поскольку в такой книге ценен не переплет, а информация. Взять хотя бы господина Сидорова с сайта rombiki.ru.

Собирая вузовские значки "ромбики", Василий Сидоров сперва открыл сайт (для обмена информацией), потом начал верстать фотокаталог - страничка за страничкой. Постепенно в коллекции выявилось несколько направлений, он поделил странички на несколько тематических брошюрок. По мере роста коллекции брошюрки толстеют. Любую из брошюрок в любой момент можно приобрести через интернет в текущей версии - за 25-30 долларов господин Сидоров распечатает её для Вас в цвете в весьма приемлемом качестве на струйном (!) принтере, добавит типографские картонные обложки и сошьёт пружинкой. Сам покупал у него такой справочник по ромбикам гражданских ВУЗов год назад - вещь! Очень ценный для меня каталог, уникальный.

Знаю, что люди из разных городов и стран скидывались, чтобы закупить у него эти издания для членов своих клубов и просто интересующихся.

Когда же я предложил Василию издать нормальную, т.е., как Вы пишете, "официально зарегистрированную" книгу за счет весьма щедрого спонсора (поскольку уникального материала уже накоплено на очень увесистый глянцевый том, а то и на пару), господин Сидоров отказался наотрез, сказав примерно следующее: "Да нет, мне это не надо. Сыроват пока материал... Когда надоест собирать, процесс остановится, тогда, может, и издам что-нибудь... помпезное. Но пока не тянет." Very Happy

И таких людей, как Василий, я знаю, как минимум с десяток. Но их гораздо больше - сходите в "Библио-Глобус", прикупите свежий номер журнала "Петербургский коллекционер", ознакомьтесь... А на ниве коллекционирования ретро-радио в России что написано? "Красные уши"? Razz Ну, полистал, поглядел картинки... Но читать же нельзя - после третьей-четвертой страницы начинает тошнить.

Короче, надо изживать в себе комплекс "творения нетленки" и смотреть на вещи проще. Ни изданная Вами книга, ни красивый сайт, ни компакт-диск с Вашей гениальной музыкой или интервью на телевидении - в сегодняшнем мире практически ничего не значат. Десятилетия назад Энди Уорхол говорил:"В будущем каждый сможет стать знаменитым на пятнадцать минут." К сожалению или к счастью - это будущее уже наступило. Cool
_________________
Интернациональный русскоязычный интернет-клуб "Общество Друзей Лампового Радио"
http://www.odlr.ru
:   
           TubeWorld.ru -> Ламповый мир : GMT + 4
1, 2  .
1 2

 
 







Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
phpBB